Obshchestroy.ru » Ремонт

Монтаж арматуры в монолитном ленточном фундаменте

Монтаж арматуры в монолитном ленточном фундаменте с фото
Оглавление:
  • Принцип работы металлического профиля в конструкции ленты
  • Пример расчета необходимого количества проката
  • Входной контроль стержневого металлопроката
  • Тонкости армирования
  • Выполнение подготовительных работ
  • Вязка стального каркаса

Каждое строительство начинается с рытья котлована и закладки фундамента. Устройство фундамента выполняется с учетом проектных указаний и рекомендаций. Основной задачей фундамента является равномерное распределение статических нагрузок от массы строения на грунт. Наиболее распространенным считается монолитный ленточный фундамент. Его конструкция выполняется в виде непрерывной замкнутой ленты прямоугольного сечения.

Схема армированного монолитного ленточного фундамента.

Ленточный монолитный фундамент в процессе своей эксплуатации испытывает различные нагрузки, передающиеся от строения, грунтов и сил морозного пучения.

Неправильный монтаж арматуры может привести к деформации, повреждению и разрушению строения.

Принцип работы металлического профиля в конструкции ленты

Этапы возведения монолитного железобетонного ленточного фундамента.

Ленточный фундамент представляет собой железобетонный ленточный монолит, который опирается на устойчивую почву. На него постоянно действуют нагрузки сжатия и растяжения (рисунок 1). Большую часть нагрузки на сжатие распределяет в теле монолита бетон, а нагрузки на растяжение – арматура.

Стальной стержень способен выдержать нагрузки на растяжение в 10 раз выше, чем не армированный бетон. Расчетное удлинение стали составляет 5-25 мм, а бетона – 0,3 мм. Значения относительной деформации и модуля упругости стержней на сжатие и растяжение равнозначны. Из этого следует, что армировать ленту необходимо в верхней и нижней части. Средняя часть почти не испытывает напряжений, ее можно не армировать.

Продольные стержни арматуры испытывают наибольшие нагрузки. Они должны быть большей длины. Укладывают вышеуказанные стержни в верхней и нижней части ленты фундамента. Как правило, это горячекатаный прокат класса А3 диаметром от 3 до 80 мм. При проектной высоте основания выше 150-200 мм производят монтаж вертикальной и поперечной горячекатаной или холоднодеформированной арматуры. Узлы арматуры связываются в единый каркас (рисунок 2) проволокой или специальными хомутами в соответствии с СНиП 52-01-2003.

Пример расчета необходимого количества проката

Очень важно правильно рассчитать количество арматуры, необходимое для армирования. Это сократит ваши расходы на доставку материалов. Первым делом вычисляем периметр сооружения и добавляем к полученному результату общую длину внутренних стен и перегородок, под которыми пройдет ленточный фундамент. Результат умножаем на количество продольных стержней, указанных в проектной документации.

К примеру, для дома 7х6 м с двумя внутренними перегородками по 6 м и тремя продольными стержнями арматуры 10 мм будет необходимо следующее количество проката:

Схема образцов ленточных фундаментов.

  • Вычисляем периметр дома: Рдома=(7+6)х2=26 м.
  • Вычисляем общую длину ленточного фундамента, добавив внутренние стены: 26+(6х2)=38 м.
  • Рассчитываем необходимую длину арматуры: 38х3=114 м.
  • Также важно учесть тот факт, что при соединении внахлест необходимо прибавить к этой цифре еще по 1 м арматуры на каждый стык. В нашем примере будет 40 соединений. Итого получаем: 114+40=154 м.
  • Следующим этапом будет расчет арматуры на горизонтальные перемычки и вертикальные стойки основания с диаметром 8 мм. Расстояние между перемычками кольцевого армирования составляет 0,4 м. Для того чтобы узнать их точное количество, нужно разделить общую длину ленты на 0,4 м: 38/0,4=95 кольцевых соединений. Если проектная высота армированного пояса будет составлять 0,7 м, а проектное расстояние между стержнями 0,3 м, то периметр кольцевого соединения составит: Ркольц. соед.=(0,7+0,3)х2=2 м. Ориентируясь на эту величину, определяем общую длину металлического проката: L=95Х2=190 м.

    Учитывая поправочный коэффициент запаса, общая длина составит: 190Х1,1=209 м. Как правило, прокат арматуры отпускают в тоннах. Массу 1 м арматуры можно взять из справочников или из нормативных документов (ГОСТ 5781 регламентирует нормативный вес одного метра того или иного диаметра арматуры). В данном расчете вес 1 м 12 мм стержня составляет 0,888 кг, а 8 мм – 0,222 кг. Общий вес 12 мм арматуры составит: 0,888х154=136,75 кг, а 8 мм – 0,222х209=46,4 кг.

    Входной контроль стержневого металлопроката

    Входной контроль арматуры проводят методом сверки паспортов, сертификатов качества и другой технической документации. Если возникли подозрения несоответствия, тогда проводят необходимые измерения соответствующими измерительными приборами. При контроле документации сверяют ее комплектность, содержание в полной мере необходимой технической информации, качественных, количественных характеристик.

    Армирование ленточного фундамента.

    В целом при проверке арматуры контролируется:

    • качество стержней;
    • наличие видимой коррозии, раковин и механических повреждений;
    • соответствие геометрическим размерам (длина, диаметр);
    • наличие сертификатов качества и рекомендаций на монтаж;
    • комплектность.

    Все арматурные стержни, что поступили на строительную площадку, подвергаются обязательному внешнему осмотру и замерам. Если возникли подозрения, конструкция сильно нагружена или того требует проект, то проводят контрольные испытания физических свойств на соответствие паспортным данным заводов-изготовителей. Данные испытания проводят в специальных лабораториях, которые имеют соответствующие разрешения и лицензии. Эта процедура занимает время, требует значительных материальных затрат и применяется к особо нагруженным конструкциям.

    Тонкости армирования

    Все расстояния между стержнями продольной и поперечной арматуры должны соответствовать проектным величинам. Не рекомендуется применять для соединения арматуры сварку. Сварка ухудшает свойства металла при перегреве. Сваркой соединяют только специальную арматуру с индексом «С» (например А400С). Сварочные работы проводят в соответствии с ГОСТ, РТМ и технологической картой.

    Схема видов арматуры.

    Для закрепления лучше подойдет обычная вязальная проволока диаметром от 0,8 до 1 мм или специальные пластиковые фиксаторы. Расход проволоки на монтаж составляет: 5 кг на 1000 кг арматуры. Поставляется проволока в бухтах.

    Важно, чтобы арматура не соприкасалась с поверхностью грунта и опалубкой. Слой бетона между арматурой и внешней поверхностью монолита должен быть 60-80 мм. Правильный монтаж прута на угловых соединениях и в узлах примыкания очень важен. Ниже приводится несколько вариантов выполнения данных узлов (рисунок 3). Производится это с использованием дополнительных П-образных и Г-образных отрезков дополнительных стержней арматуры. Правильное выполнение угловых соединений сводится к обеспечению неразрывных и жестких связей монолита в наиболее концентрированно напряженных местах.

    Выполнение подготовительных работ

    Чтобы грамотно выполнить монтаж, нам потребуются следующие материалы и инструмент:

  • Стержни арматуры нужного диаметра для укладки в ленточном фундаменте.
  • Проволока вязальная, фиксаторы и электроды для того, чтобы закрепить армированный каркас.
  • Сварочный аппарат (при необходимости).
  • Крючок для вязки арматуры.
  • Молоток, зубило, плоскогубцы для слесарных работ.
  • Фиксаторы, струбцины для точного расположения стержней.
  • Щетка по металлу для зачистки поверхностей от ржавчины.
  • Измерительный инструмент.
  • Отвес, уровень для контроля плоскостей.
  • УШМ (болгарка) для резки прута.
  • Лестница.
  • Очки, маска, защитные рукавицы или перчатки.
  • Перед тем как выполнить монтаж, необходимо выполнить ряд подготовительных работ:

    • закончить рытье котлована (траншеи);
    • провести необходимые замеры;
    • обеспечить разгрузку арматуры на строительной площадке;
    • металлопрокат сортируют по диаметру, классу и укладывают в отдельные пачки;
    • подготовить весь ручной и электрический инструмент, оборудование;
    • принять меры для безопасного выполнения работ;
    • произвести монтаж щитов опалубки под ленточный монолит;
    • выполнить монтаж фиксаторов, подкладок и опор для обеспечения защитной прослойки бетона;
    • нарезать заготовки прутов нужного диаметра и длины.

    Вязка стального каркаса

    Монтаж арматуры в ленточный фундамент выполняют в следующей последовательности:

  • Сначала укладывается нижний ряд арматуры и жестко закрепляется между собой отожженной проволокой класса В-1.
  • Далее делают монтаж временных опор для удобства раскладки арматуры.
  • Следующим этапом укладывается верхний продольный и поперечный ряд арматуры.
  • Все пересечения и стыки закрепляются фиксаторами или проволокой.
  • Установка и проверка технологического зазора между конструкцией, опалубкой и нижней частью котлована под ленточный фундамент.
  • Монтаж конструкции осуществляют из отдельных элементов, все места пересечений связываются проволокой или свариваются сварочным аппаратом в соответствии с ГОСТ.
  • Вязку осуществляют вязальным крючком или специальными плоскогубцами, исключающими повреждение проволоки. Есть два способа вязки: вязка без подтягивания и вязка с подтягиванием. В первом случае (рисунок 4) проволоку загибают вокруг пересечения арматуры, концы берут плоскогубцами и закручивают на 2-3 оборота. В другом варианте (рисунок 5) проволоку продевают за продольный стержень, заводят за хомуты рядом со стержнем. Далее конец вязальной проволоки берут плоскогубцами и подтягивают под конец, находящийся в другой руке. Перемещают вправо, захватывая пересечение с двух концов арматурного узла. Концы тянут на себя и прокручивают на 2-3 оборота.
  • При выполнении сварочных работ электроды предварительно просушивают. Тип применяемых электродов должен соответствовать марке стали арматуры, иначе весь монтаж будет неправильным.
  • Закончив монтаж стержней арматуры, вы должны получить единый каркас с хорошей жесткостью и устойчивостью. После этого можно заливать ленточный монолитный фундамент.

    Репост
    Наверх